Спортивное питание: витамины и жиросжигатели, протеины, аминокислоты, статьи - ladyfitness.ru

Агрессия - как стиль поведения человека.

Причины и механизм возникновения.

агрессивностьВозникновение и развития агрессии сосредоточены в особенностях личности человека, чертах его характера, а так же, психологических установках, сформированных в течение жизни. Ситуативный характер возникновения агрессии (как модели поведения) в экстремальной ситуации, закрепляясь на подсознательном уровне, часто является причиной неуверенности человека в себе, не только в личной жизни,но и в отношениях с социумом. Не имея навыков конструктивного решения возникающих проблем, агрессивность, как устойчивая личностная характеристика, формируется как следствие значительного опыта подавления возможности самореализации. «Образцы» агрессивного социального поведения в социальной среде и средствах СМИ, систематизированное наблюдение сцен насилия и агрессии - зачастую приводит к утрате эмоциональной восприимчивости не только к чужой боли, но и формирует социально – приемлемую модель (форму) поведения, т.е. происходит социализация агрессии.


Агрессия в той или иной степени присуща каждому человеку, так как является инстинктивной формой поведения, основной целью которой является самозащита и выживание в окружающем мире. Систематическую (привычную) агрессию - «как стиль поведения» одного из партнёров в конфликтных отношениях, трактуют как одну из форм невротического расстройства, часто сформированную, ещё с детских лет, как ответную «модель поведения» на стресс. Причина такого поведения может иметь разнообразные корни.


Доказано, что дети склонны реально воспроизводить те виды взаимоотношений, которые «практикуют» их близкие люди по отношению друг к другу. Копируя «взрослую» тактику «разрешения конфликтов» на примере родителей, ребёнок автоматически формирует стиль собственного поведения в социуме. Ставший свидетелем насилия, ребёнок подсознательно фиксирует «психо - эмоциональный эффект», который трактуется в психологии личных отношений как «научения наблюдателя». Позже, став взрослым человеком, физическая агрессия становится чертой характера и жизненным стилем личности.


агрессивность

Ещё одной из причин формирования социальной агрессии может быть излишняя опёка и подавление самостоятельности в юном возрасте, формирующие в дальнейшем, черты застенчивости и неуверенности в себе. По литературным источникам можно выделить три основных фактора деструктивного поведения индивида (человека):

  1. чувства страха, недоверия к окружающему миру, угрожающие собственной безопасности;
  2. столкновение с невыполнением личных желаний, запретами на удовлетворение определенных потребностей;
  3. отстаивание своей личности, территории, обретение независимости и самостоятельности.

Кроме вышеперечисленного, факт проявление родителями «безусловной любви» к своему ребенку, либо отсутствие таковой – ещё одна важная причина формирования у ребёнка его личностного отношения к миру. Если родители всегда, в любой ситуации, проявляли искреннюю любовь к своему малышу, то ребенок чувствовал и понимал: не смотря ни на что, его всегда, безусловно любят. У ребёнка сформируется ответное чувство доверия к окружающим. Но если ребенок думает и убеждается в том, что его не любят, и тем более проявляют агрессию и безразличие, - он решает, что самое худшее и непоправимое уже произошло: ему не нужно переживать, что он может потерять объект любви. Именно тогда, он становится неуправляемым, способным на все... Известно, что длительный психоэмоциональный стресс неминуемо приводит к нервному истощению. Ребёнок ожесточается, начинает мстить.


Не менее сильное травмирующее влияние на психику детей оказывают конфликты взрослых: когда папа и мама изо дня в день ссорятся, у малыша возникает ощущение приближающейся катастрофы. Даже если в семье стараются избегать открытых скандалов, и ссоры происходят "за закрытой дверью", маленький человечек все равно чувствует напряженную атмосферу. И это неудивительно, ведь окружающие малыша взрослые - это его мир, единый и неделимый, такой же, каким был мамин уютный животик. Поэтому любая ситуация «войны» воспринимается ребенком как угроза, прежде всего, для него самого. Ведь главной потребностью любого ребенка является необходимость чувствовать, что его любят и ценят.


Понятия «агрессивность» в контексте личных отношений мужчины и женщины.

 

агрессивность

Потребность человека в свободе и любви, уважении и сохранение своей системы ценностей – относится к витальным интересам личности. Достижение любой цели требует от человека организации и контроля факторов (способствующих или препятствующих её достижению), встречающихся на пути к поставленной цели. По З. Фрейду «… либидо и инстинкт самосохранения – доминирующие силы в человеке». Понятие «агрессивного стимула» в качестве всеобщего «основного» инстинкта, объединяют психологические и биологические явления. Например, страх, как и боль, являются в высшей степени негативно заряженными чувствами, и человек стремится любой ценой от них избавиться. Зачастую, в бегстве от страха и боли, человек использует такие средства как секс, сон, общение с другими людьми. Но наиболее действенным способом избавления от страха является агрессивность.  Если человек находит силы из пассивного состояния страха перейти в нападение (к агрессии, деструктивному поведению) - исчезает мучительное чувство страха. «Агрессивность» - как свойство личности, выражающееся в готовности воспринимать и интерпретировать поведение другого человека как враждебное, указывает о потенциально устойчивом агрессивном восприятии некоторыми людьми окружающего мира (агрессивное миропонимания).


Одним из основополагающих факторов формирования агрессивного миропонимания (факты первоисточников) Фромм считает хроническую невротическую депрессию (дистимия, снижение витального фона) и, как ее следствия, скуку (тоску). В результате эволюции человек приобрел такие свойства психики, которые встречаются только у него и не имеют аналогов у других видов. К ним можно отнести сознание, разум и воображение. Последние не могут существовать в вакууме. Внутри структуры социума, где обитает индивид (субъект), создаётся своего рода система координат, пользуясь которой человек может регулировать свое поведение и получать ценностные ориентиры, а именно: к чему следует стремиться и чего следует избегать. В зависимости от уровня развития цивилизации, система ценностных координат может быть примитивной, как это бывает в диких племенах, или чрезвычайно сложной, как в цивилизованном обществе.

 

«…Субъекту (индивиду) жизненно необходимы цели, а также объекты почитания. Человеческий мозг нуждается не только в минимальном отдыхе, но и в некотором количестве возбуждения (эмоционально значимых стимулах)» - Г. Селье. Известно, что дефицит эмоционально значимых стимулов,особенно в раннем возрасте (сенсорная депривация), часто приводит к формированию личности агрессора,причем значимость этого фактора в формировании агрессивности на порядок выше, чем физические наказания и другие, вредные в воспитательном отношении факторы. Экспериментальные исследования свидетельствуют, что в условиях сенсорной изоляции человек начинает испытывать нарастающий страх, вплоть до паники и галлюцинации.


По Фромму: «… смысловая категория “характер” человека, одна из важнейших в контексте объяснения феномена «злокачественной агрессии», т. к. страсть к разрушению и насилию обычно коренятся в структуре характера. Таким образом, у человека с наклонностями к жестокости, эта страсть по объему и интенсивности становится доминирующей компонентой структурой личности. Интересно, что противовесом может служить другая сторона основного стремления «продуктивной личности» человека как индивида - это потребность любить, дарить подарки, делиться сокровенным. Необходимо отметить, что жестокость так же может быть сознательной и неосознанной, поэтому встает вопрос о соотнесении ее с «эго» и с «бессознательным». Кроме того, агрессия, как личностная черта, бывает преднамеренной и непроизвольной, реализующейся в определенных действиях, например, в вербальном поведении (причинение мучений словами)». 


«Конфликт – господство мужчины и природы». (Макс Шелер)

агрессивность

Шеллер утверждал, что “… сознательный или бессознательный порыв, или воля к власти над природой, является главным мотивом в отношении современного человека к бытию… Организм “a priori” переживает природу, как стремящуюся к господству, и потому подлежащую овладению и контролю.А, следовательно, труд превращается в силу и провокацию, направленную на борьбу с природой, на преодоление сопротивления. При установке на такое отношение к труду, образы объективного мира предстают - как «символы направленности агрессии»; действие - как осуществление господства; реальность - как сопротивление».


Женщина воспринимается мужчиной как часть природы, как её неотъемлемая составная. Подсознательное желание завоевать (подавить) женщину (природу) мужчина проявляет уже с детства. Например, конфликт принадлежности матери другому мужчине (отцу) воспринимается как предательство со стороны женщины и реакцией агрессии на подсознательном уровне ребёнка. Завоевание женщины в зрелом периоде (после фазы ухаживаний, знаков внимания, оказания помощи и т.д.), в конечном счёте, на подсознательном уровне мужчины ориентирует его на «…подчинение и собственническую принадлежность самки доминирующему самцу».


Агрессивное поведение между мужчиной и женщиной, может длительно не просматриваться, пока в отношениях присутствует «фаза выбора партнёра». Далее, во временном процессе сглаживания повышенного сексуального ориентира, либидо партнёров переходит в стадию нормализации, трансформируясь затем в одну из форм «семейно – хозяйственных отношений», ориентированную на быт и продление рода. Именно этот период отношений чаще всего провоцирует семейно – бытовые конфликты, открывая подсознательные установки «агрессора». Нередко в роли «активно конфликтующего» может выступать женщина, субъективно ориентированная на «потребность активной демонстрации в свой адрес признания, интереса, любви» со стороны мужчины.


Даже, обладая спокойным нравом и хорошим воспитанием, нередко недостаток «взаимных поглаживаний» (Эрик Бёрн - «Игры, в которые играют люди»), приводит к накоплению неудовлетворённости и стрессовой депрессии. Если партнёр не воспринимает«слабые сигналы»(фразы, телесные позы, капризы, намёки, флирт…), женщина начинает испытывать сомнения по поводу интереса мужчины в свой адрес, и она бессознательно будет стараться всячески подкрепить свое чувство ненужности. Постоянное плохое настроение, агрессивные «атаки» на мужчину часто является провокацией со стороны «сомневающегося»... При этом, получая «отказ в сиюминутно желаемом» женщина сразу же трактует так, будто «её никто не любит, и она никому не нужна». Она становится «смертельно агрессивна». Мысль, что «… её любовь неоцененна», и она «не единственная», и «не самая лучшая» для мужчины - может сделать из неё неадекватного агрессора не только в адрес самого мужчины, но и в адрес их общих детей. Самая большая ошибка партнёра – реакция войной. Если вы хотите потерять друг друга – это как раз тот путь: сначала появляется «стрессовый фактор отношений», который неминуемо влечёт за собой недоверие между партнёрами, а затем обесценивает драгоценный объём наработанных отношений, который является фундаментом построения Любви. Партнёры в «деструктивном поведении агрессора» могут легко меняться местами. 


Итак, агрессия, является одной из составных частей асоциального или антисоциального поведения. По мнению К. Ясперса «асоциальность – есть неспособность индивида общаться с другими и приспосабливаться к ситуациям. Субъективно эта неспособность ощущается как нечто весьма мучительное. Любой контакт при взаимном непонимании, становится пыткой, и, потому человек стремится к одиночеству и самоуглублению, бесконтрольно отстраняясь и уединяясь. Это и является причиной страданий индивида т.к. подавляя в себе социальные инстинкты, он испытывает тоску по общению и любви. Застенчивость перемежается в нём с агрессией. Его асоциальность становится заметна окружающим. Внешние проявления такого человека неумеренны, поведение противоречит принятым нормам. Он же, чувствуя реакцию окружающих, все больше и больше замыкается…».


Кроме того: «… большинство психотических людей (далее субъект), живут в «собственном, созданном им, мире». Часто, через галлюцинации и бред, искажая реальность в угоду своим эмоциональным потребностям и давая волю фантазиям, они, тем не менее, сохраняют определенное реальное представление о возможности перехода в иной реальный мир. В известной мере они имеют двойное существование, находясь одновременно в реальном и в «своём фантазийном мире»». На практике, если избранный ими партнёр:

  • отторгает или разрушает их «мир»;
  • не пытается корректно войти в него;
  • не приглашает, «демонстрируя» свою любовь, субъект в реальный мир то, как правило, закрепляют агрессию и конфликтное поведение субъекта, как норму защитного поведения на окружающую действительность; 
агрессивность

Приглядитесь к своему близкому, любимому, другу, товарищу, просто прохожему… Если вы заметили агрессивное поведение, конфликтность, противопоставление себя социуму – это признаки отсутствие ощущения «безусловной любви». Наша острая необходимость быть любимым и востребованным, желание «самовыражаться» и «творить» в социуме, - лучшие из человеческих стремлений. Ведь физиологические потребности человека: принимать еду, спать, инстинкт - продолжения рода, далеко не вся смысловая суть индивида. Именно поэтому наше взаимное и открытое поведение в адрес друг друга, воспитание внутренней «безусловной любви» к миру, в любых ситуациях, будет сохранять чувство:«не смотря ни на что, мир меня любит». Ощущения доверия к окружающему миру сформирует и преумножит позитивные личностные черты характера человека. Положительные субъективные установки на социум помогут создать избирательную модель комфортного пребывания человека в обществе, зачастую агрессивном, в человеческих отношениях. Сохраняя наработанные позитивные особенности психологической личности, индивид реально способен, быть не только социально пригоден, но и обладать огромным потенциалом возможностей личностного роста.


«… любые доверительные отношения между людьми возможны только тогда, если разрушаются определенные барьеры, и люди начинают понимать друг друга». ( К.Лоренц).

Галина Чепурнова. Бизнес – директор сайта «ladyfitness.ru».


Возможно Вас заинтересует: