Спортивное питание: витамины и жиросжигатели, протеины, аминокислоты, статьи - ladyfitness.ru

Итоги весеннего фитнесс-сезона 2005 в Москве

Уважаемые друзья, поклонники бодибилдинга, фитнесса, боди-фитнесса и других направлений "железного спорта"! Мы сегодня хотели бы поговорить с вами об истинной красоте нашего спорта – она, исходя из сути бодибилдинга, сводится главным образом к симметричности, пропорциональности мышечного развития спортсменов. На эту тему нас навели весенние соревнования в Москве. К сожалению, не все спортсмены это понимают, и часто демонстрируют на сцене отсутствие этого самого важного качества. Но, прежде чем касаться самих соревнований, мы бы хотели сделать несколько предварительных замечаний по этому поводу.
Независимо от того, на какой стадии опытности вы находитесь, очень важно учитывать, что красота тела не может рассматриваться вне его функциональности. Переводя на простой язык эту формулу, которая отражает взгляды теоретиков спорта на функциональную красоту, можно сказать, что преуспевший в любом виде спорта человек функционально красив, ибо его телосложение приближается к тем пропорциям, которые вносят максимальный вклад в выполнение того или иного двигательного действия, характерного для избранного вида физической активности. Поэтому нет телесно некрасивых чемпионов, - какой бы вид спорта мы не назвали.
Марафонец в своей предельной поджарости красив потому, что именно это состояние тела позволяет ему преодолевать огромные дистанции. Метатель красив в своей массивности, потому что именно она позволяет ему посылать молот или ядро на отметку чемпионского результата. Широкоплечий гимнаст с относительно легкими ногами красив потому, что именно такие пропорции дают ему возможность совершать головоломные трюки на гимнастических снарядах... Что касается культуристов и представителей других эстетически ориентированных направлений "телостроительства", то здесь функциональная красота превосходно уживается с красотой в бытовом понимании этого слова, и определяющей характеристикой этой красоты, как мы заявили выше, является пропорциональность развития тела.
Разумеется, чем выше на ступеньке достижений вы стоите, тем строже будут требования к вам в ракурсе этого очень важного качества. Создавая этот спорт, его отцы проповедовали разные подходы к пропорциональности, и здесь можно назвать такие имена, как Юджин Сэндоу (Британия), Марсель Руйе (Франция), Джо Уайдер (США), Оскар Хейденстам (Британия), Дэйвид Уиллоуби (США), Билл Перл (США), - это специалисты, которые много трудились над разработкой формул телесных пропорций в бодибилдинге, близких к идеальным. Изящество мускулистых форм, которую проповедовал Руйе, с одной стороны, и геркулесовская массивность мускулатуры, которую отстаивал Перл - вот граничные точки зрения, и в каждой из них эти специалисты правы.
Настоящая эра красоты культуризма в ее современном представлении, конечно же, началась с Лэрри Скотта, первого победителя турнира на призы Mr. Olympia. Вот что этот великий мастер писал о пропорциональности развития.
"Любой вид диспропорций вызывает отвращение у тех, кто это наблюдает", - писал Лэрри в журнале "Muscle Builder" в 1973 году. "И, чем больше диспропорция, тем отвратительнее это чувство. Диспропорция - сущая беда для физического развития человека. Каждый, кто хоть однажды присутствовал на соревнованиях по бодибилдингу, мог видеть, как некоторые молодые атлеты, у которых излишне развита какая-нибудь определенная группа мышц, изумляя публику этими мышцами, вызывают овации ошалевших болельщиков. Ни сами атлеты, ни их друзья не подозревают, как они некрасивы, потому что имеют, например, тощие икры и предплечья. А иногда диспропорционально развитые спортсмены могут на первый взгляд показаться более мускулистыми и динамичными. Однако это не так. Причина этого – в том, что они игнорируют общеразвивающие тренировки, и с каждым проигрышем на соревнованиях растет их горечь и отчаяние, пока, наконец, эти люди не бросают спорт. Они видят, как другие атлеты получают почетные призы и первые места, а проигравшие остаются ни с чем. Если бы такие культуристы были более реалистичными в оценке собственного развития, они бы обратили внимание на диспропорциональные группы мышц, и сделали бы что-нибудь для исправления этого положения.
Конечно, обидно, что не все группы мышц развиваются одинаково – это обусловлено генетикой спортсмена. Если у вас маленькие, тонкие, жилистые предплечья и хорошие, красивые бицепсы, - ясно, что вам трудно будет добиться идеальных пропорций, но все же с помощью упорных тренировок можно достигнуть определенного баланса. Конечно, чтобы подчеркнуть развитие предплечий, можно не акцентировать внимание на бицепсах, но это было бы несколько похоже на «покупку шляпы из твида» для того, чтобы скрыть наличие перхоти на вашей голове. Лучше исправить дефекты, чем скрывать их".
Как это верно! Наблюдая соревнования из-за судейского столика, трудно скрыть разочарование тем, как выглядят некоторые атлеты. И дело даже не столько в пропорциях, сколько в том, что современные требования подразумевают определенные, новые технологии бодибилдинга, но при этом традиционное требование к пропорциям спортсмена вовсе не отходит на задний план.
Что победило в прошедшем соревновательном сезоне в Москве и области – сказать сложно, поскольку это – решение судейских бригад. Более того, стоит сказать, что мужской бодибилдинг и фитнесс представляется с каждым годом все совершеннее в соревновательной форме атлетов, качество подготовки почти во всех категориях становится очень высоким – не мудрено, что судьям приходится выносить трудные решения, что не скажешь о женском направлении соревновательного бодибилдинга.
Основной причиной этого явления, на наш взгляд, является как отсутствие строгих критериев судейства, а значит – и направлений подготовки девушек, так и бесконечная смена тенденций, внесение поправок в правила судейства, иногда – совершенно неконкретные указания, реализовать которые не способны ни спортсменки, ни судьи. Так, в документе, поименованном «Поправки к правилам соревнований по бодибилдингу, фитнессу и бодифитнессу, принятые на Конгрессах IFBB и EFBB в 2003 году, и вступающие в силу с 1 января 2004 года», в соревнованиях по бодибилдингу среди женщин продолжительность позирования сокращена с 90 сек до 60 сек, в соревнованиях по бодибилдингу среди смешанных пар продолжительность позирования сокращена с 120 сек до 90 сек, во время раундов предварительного судейства повороты отменены. Вместо этого, спортсмены будут выполнять четыре обязательные позы, причем эти позы не дают полного представления о пропорциональности и качестве подготовки атлетов. В последующем судьи и спортсменки встретились еще с одним «шедевром-поправкой» - требованием к судьям наказывать спортсменок в бодифитнессе за «избыточную мускулистость». Кто может внятно разъяснить, где мускулатура «избыточная», а где «неизбыточная»? Далее – в чем эта избыточность должна проявиться – в массе мышц или же в предельной рельефности при невысокой массе? Предельная рельефность всегда делала женщину выглядящей мускулистой, даже при небольших объемах. Старты прошлого и нынешнего соревновательных сезонов обнаружили одну вещь, которая характерна, очевидно, не только для Москвы - резкое сокращение числа выступающих в женском бодибилдинге и фитнессе… Зато в номинации боди-фитнесс у женщин – никаких проблем: претенденток на лучшее сложение – хоть отбавляй!
В чем суть этого феномена? Не можем в связи с этим не вернуться в историческое прошлое. Начало 70-х годов прошлого века. В СССР культуризм (бодибилдинг) – в официальном подполье. То есть он есть, но маскируется под аморфным и расплывчатым названием «атлетическая гимнастика». Чего только не наслушались мы от «знатоков» и критиков! И культуристы имеют «дутые» мышцы (попробуйте-ка их «надуть»); и они-де слабаки (хотя все до единого культуристы тех времен, да и нынешних тоже, показывают завидную выносливость в силе); и вольная программа в культуризме – самолюбование, хотя достаточно редкие сценические выступления бодибилдеров собирали огромные аудитории. А советы какие мы тогда получали! И шпагат надо уметь делать, и с гирей жонглировать, и стометровку бежать не ниже I разряда, и кроссы бегать, и позировать в тяжелоатлетическом трико с лямками… Вам ничего это не напоминает из нынешних времен? Подскажу: в женском и мужском фитнессе по версии IFBB требуется не просто атлетическое сложение, но и великолепная растяжка, умение сочетать в произвольной программе показ тела, выполнение силовых упражнений, а также гимнастическая и акробатическая подготовка, а порой и хореографическая тоже… При этом всем тело как-то незаметно оттесняется назад каким-то невыразительным одним раундом, а при произвольной программе и вовсе драпируется в причудливые, хотя, не скроем, порой очень затейливые наряды… С первого дня учреждения этой номинации остается нерешенным вопрос: при чем здесь бодибилдинг?
Нельзя не упомянуть реакцию одного из тренеров по женской спортивной гимнастике, присутствующего на соревнованиях по бодибилдингу и фитнессу - Константина Бродецкого, который, просмотрев выступления некоторых наших фитнессисток на чемпионате России, пришел в ужас от крайне низкого технического уровня при выполнении гимнастических и акробатических элементов. Наверное, такое же впечатление мог бы получить и хореограф, и тренер по акробатике. Добавьте сюда еще и возрастные ограничения (чисто физиологические), когда с возрастом все труднее делать сальто и фляки, но именно возраст требуется для воспитания зрелых, сочных, выразительных мышц…
К чему мы ведем? Да к тому, что нельзя совмещать несовместимое. Силовые упражнения в том режиме, которого требует строительство тела (бодибилдинг) противоречат некоторым качествам, требующимся в так называемом фитнессе. Не скроем, Россия может гордиться отдельными своими спортсменками, украсившими подиумы не только у нас, но и на международном уровне: Ирина Шелестова (Москва), Светлана Силакова и Маргарита Автюхович (Питер), Ивета Стаценко (Астрахань), - список можно было бы продолжить. Но я понимаю этих девушек, когда они, устав от адского труда по совершенствованию себя в этом явно искусственном многоборье, уходят туда, где легче. Где не надо изнурять себя строжайшей диетой, где не нужно пытаться сохранить с трудом приобретенные мышечные массивы, одновременно по нескольку часов делая растяжки, мосты, шпагаты, силовые элементы, не свойственные бодибилдингу… Уходят в боди-фитнесс не только фитнесситки, но и культуристки. Их можно понять.
Но, с другой стороны, мы не видим в этом никакой трагедии. Все становится на свои места. Бодибилдинг – это строительство тела, не так ли? Именно это и было содержанием этого вида спорта с самого начала его существования. Так давайте заниматься строительством красивого тела, а строительством ловкости, умения быть акробатом или танцором пусть занимаются те, кто является в этом специалистом. Мы возвращаемся к тому, с чего начали и что превратили затем в абсурд неуемной погоней за массой и рельефом (имеются в виду только женские номинации!). Это доступно далеко не всем, а только избранным, которые и становится чемпионками. Идея эстетизма в бодибилдинге, должна, наконец, овладеть массами тренирующихся ради соревнований, а также быть точно понята теми, кто только начинает свои шаги на пути к красивому сложению. Как бы ни изменялся бодибилдинг, он не умер. Он жив благодаря преданным ему людям, совершенствуется в унисон с тем, как совершенствуются люди, он востребован в тех его формах, которые наиболее популярны. К счастью, в некоторых Международных Федерациях бодибилдинга это уже поняли…
Интерес к этому виду спорта не исчезает. На кубках весеннего московского сезона залы были полны от начала и до конца соревнований, причем особый интерес публика проявляла к категориям потяжелее и поопытнее, а номинации фитнесса и боди-фитнесса, которые, в отличие от культуристических, становятся все более зрелищными и эстетически наполненными, зрители встречали с особой восторженностью. Ведущий шоу Владимир Турчинский своими комментариями не давал потерять бдительность ни на секунду…
Мы не ставили задачу протокольно отчитаться перед читателями по этому сезону – протокол вы можете найти на сайте. Это – небольшой комментарий и фотоотчет на суд читателя. Вы можете найти здесь своих любимцев, спортсмены могут увидеть себя в новом для себя ракурсе.
Итак, на Кубке Европейского региона России по бодибилдингу и фитнессу 9 апреля 2005 г. в Раменском боди-фитнесс был представлен семью участницами, фитнесс – двумя, а бодибилдинга вовсе не было…
На Кубке г. Москвы ситуация была повеселее – участниц больше, но не столько, сколько собирала столица в прошлые годы. Некоторых спортсменов хотелось бы отметить особенно, хотя, ради справедливости, следует сказать, что форма всех призеров была достаточно высокой. Порадовали отличной подготовленностью москвичка Вера Соловьева, занявшая второе место в категории боди-фитнесса свыше 164 см, Ольга Гурьева из Ярославля, которая продемонстрировала отличную форму в категории женского бодибилдинга, а также ее землячка Махова Светлана, которая выгодно отличалась на фоне своих соперниц в категории боди-фитнесса до 164 см. В мужском фитнессе стоит отметить Дмитрия Яшанькина, - лучшего в России и уже имеющего свое лицо на мировых чемпионатах по фитнессу, а также Юрия Мухамедова, который значительно продвинулся в форме по сравнению с прошлым годом. Оксана Малютина из Ярославля, показавшая очень зажигательную программу, обошла прошлогоднюю фаворитку Гульнару Гарифуллину в номинации женский фитнесс и стала первой. Ее землячка Елена Карулина стала второй, и это позволяет сделать выводы, что в Ярославле существует неплохая школа фитнесса и женского бодибилдинга.
Интересно, что среди зрителей и в группах поддержки атлетов было немало спортсменов, который пропустили этот сезон. Некоторых из них вы сможете увидеть на фото в нашей галерее. Удивительное спортивное и человеческое мужество продемонстрировал на сцене гость Кубка Москвы – Сергей Истомин, которого зрители приветствовали стоя. Его силовые номера достойны восхищения!
Итак - соревновательный сезон закончился, впереди – лето, можно слегка отдохнуть, а затем - снова за работу!
Сравнения в бодифитнессе до 164 смБодифитнесс +164 см
Сравнения в бодифитнессе +164Награждение категории бодифитнес до 164 см
Бодифитнесс свыше 164 смВера Соловьева, Белолипецкая Виктория, Молокова Ирина, Шкурская Светлана и Евлахова Наталья
Бодифитнесс +164Награждение категории бодифитнес +164 см
Гарифуллина Гульнара и Малютина Оксана 1Гарифуллина Гульнара и Малютина Оксана 2
Сравнения в женском фитнессеНаграждение категории женский фитнесс
Вера Соловьева и Ирина МолоковаВера СоловьеваГурьева Ольга
Евлахова Наталья, Хнипель Светлана, Гречина Обьга, Гурьева ОльгаПетров Роман, Мухамедов Юрий, Староверов Андрей, Яшанькин Дмитрий, Синюков Сергей
Дмитрий ЯшанькинЮрий МухамедовДмитрий Яшанькин 1
Одна из первых культуристок Москвы - Ольга КузнецоваПетров Роман, Яшанькин Дмитрий, Мухамедов Юрий
Выступление Сергея ИстоминаКультуристы начала 80-х - Вадим Федотов, Алексей Черкасов, Георгий Мосалев
Дипломанты Московского спорткомитетаИрина Шелестова и Леонид Остапенко
Олег Макшанцев с семьейИрина Шелестова и Юрий Мельников
Владимир ТурчинскийВалентина Забияка и Герман Шелест
Олег ЕмельяновЮлия Стефанович и Ирина Шелестова
Лилия Осия и Дмитрий ЯшанькинИрина Турчинская, Мария Кирш, Ирина Шелестова
Члены клуба Альфа-ФитнесМосква - инструкция к применениию

Леонид Остапенко, Галина Чепурнова


Возможно Вас заинтересует: