Спортивное питание: витамины и жиросжигатели, протеины, аминокислоты, статьи - ladyfitness.ru

Интервью со Светланой Борисенко

Светлана – одна из тех немногих чемпионок, которые отличаются, кроме преданности железному спорту, гибким интеллектом и широтой интересов. Кроме того, что она – талантливая спортсменка, она еще и «думающий» тренер, вкладывающий в своих учеников душу, любовь и свой тренерский талант. Светлана скромна в разговорах о себе, зато многословна в разговорах о спорте и своих учениках, действующий тренер клуба «Марк Аврелий» в Вешняках. В ее планах – спортивная и научная карьера. Частью своих размышлений о жизни она поделилась с нами.
Г.Ч. (Галина Чепурнова): Светлана, что Вы думаете о профессиональном женском бодибилдинге?
С.Б. (Светлана Борисенко): Для меня бодибилдинг - вид спорта, с помощью которого можно поддерживать здоровый образ жизни, изменять фигуру, корректировать ее. Я думаю, как профессиональный спорт, - он зашел слишком далеко, и это, конечно, определяют судьи. Но если говорить о женском бодибилдинге, он, к сожалению, умирает... И в этом девочки, которые выступают на подиуме, не виноваты. Критерии оценки и линии развития этого спорта опять же определяют судьи. Что они хотят видеть на подиуме?
Г.Ч.: Почему судьи часто принижают женский бодибилдинг, например, денежный призовой фонд “Мисс Олимпия” намного меньше “Мистер Олимпия”?
С.Б.: Видимо, потому, что в судействе сидят в основном мужчины. По всей вероятности, им не нравится то, что они видят на подиуме; не секрет, что мускулистые женщины часто раздражают противоположный пол... Мужчины-судьи часто субъективны в критериях оценки спортсменок. Женщин-бодибилдерш должны судить судьи-женщины, которые сами отстояли на подиуме, и хорошо разбираются в этом. Увы, мало кто из судей - вышел из спортивной среды. В основном, это функционеры.
Г.Ч.: Светлана, какой для Вас идеальный имидж культуристки?
С.Б.: Спортсменка, сочетающая в себе женственность, пластику, хорошую мышечную пропорциональность.
Г.Ч.: Бодифитнесс и фитнесс... Ваше мнение? Это альтернатива бодибилдингу?
С.Б.: Без мышечной массы не изменишь пропорции тела. Девочки все равно вынуждены “набирать мышцы”, не важно, бодибилдинг это или бодифитнесс. А вот насколько большим будет процент набора мышечной массы, решать опять же судьям. С другой стороны, среди культуристок есть масса очень женственных, и при этом, достаточно мускулистых спортсменок. Думаю, что в бодифитнессе должны в первую очередь оцениваться пропорции тела, и будущее этого направления, опять же, в руках судей.
Г.Ч.: Отличаются ли, на Ваш взгляд, тренировочные комплексы для мужчин и женщин? И почему женщинам не стоит бояться тренироваться с отягощениями?
С.Б.: У мужчин и у женщин разный уровень тестостерона. Это уже говорит о том, что и тренировочные методики будут разными. Почему сложился стереотип, что если женщина взяла “железо” в руки, то она обязательно превратиться в «мужика»? К тому же многие женщины думают, что если они похудеют за счет уменьшения жировой, то поменяют свои пропорции... Нет, конечно же... Это возможно только при помощи развития отдельных мышечных групп.
Г.Ч.: Кого лучше выбрать женщине - тренера-мужчину или тренера-женщину, - для того, чтобы прогрессировать в тренировках? Кто лучше?
С.Б.: Если это действительно грамотный, компетентный тренер, то его пол не имеет значения... Но, к сожалению, ввиду большой востребованности персональных тренеров и инструкторов по фитнессу расплодилась масса безграмотных “специалистов”. А настоящих “мастеров” - единицы. Часто тренеры-дилетанты поверхностны в своих знаниях, не имеют собственного ни соревновательного, ни тренерского опыта. Лучшее, что они могут, объяснить, как работает тот или иной тренажер... Еще встречается такая проблема: если тренер - мужчина, то он часто говорит “Делай как я...”, а если тренер - женщина, то на тренировке сплошная болтовня...
Г.Ч.: Способен ли, на Ваш взгляд, тренер, не обладающий спортивным соревновательным опытом, обеспечить тренировочную результативность клиенту?
С.Б.: Очень редко... Если мы готовим спортсменов, это одно. Если тренируем для здоровья - это другое. Но в том и другом случае, настоящий тренер должен быть грамотен в разных направлениях, независимо от спроса. А насчет выступлений на подиуме... Если Вы хотите узнать вкус плода, то попробуйте его сами, и не следует слушать того, кто не ел его, а только слышал о нем...
Г.Ч.: Для Вас комфортнее быть спортсменкой, или работать тренером? Спорт не отягощает? Насколько это совместимые вещи?
С.Б.: На самом деле это трудносовместимые вещи. Если мы говорим о спорте высших достижений, то целый год надо полностью отдаваться тренировкам. Если говорить о поддерживающей форме, и найти для себя какую-то нишу для выступлений, например в различных шоу, то это реально. Всегда стоит вопрос, что важнее и на каком этапе?
Г.Ч.: Что Вы думаете о версии WFF, где спортсменок делят не по весовым категориям, а по мускулистости?
С.Б.: Это альтернатива версии IFBB. У спортсменок есть больше шансов показать себя, используя всевозможные средства: зрелищность произвольной программы, работу с костюмами... Участницам разрешается украшать себя бижутерией, экстравагантными прическами. Девочки позируют много на каблучках. Но я - приверженица традиционного бодибилдинга.
Г.Ч.: Насколько для пропаганды бодибилдинга и фитнесса важна необходимость в разных версиях? Могут ли они мирно уживаться между собой?
С.Б.: Спрос порождает необходимость. Если разные версии федераций востребованы, то почему бы им не существовать? Каждый из спортсменов должен сам выбирать, по какой версии ему выступать. Федерация IFBB не разрешает мигрировать своим спортсменам и пробовать себя в разных версиях. А почему? Почему спортсмен не может попробовать себя и выбрать, где ему лучше?
Г.Ч.: Ну, а как насчет миграции клиентов от тренера к тренеру? В вашем фитнесс-клубе как на это реагируют тренеры и сами клиенты?
С.Б.: Клубу интересно как можно дольше удержать клиента. Где клиенту хорошо, туда он и идет. И это логично. Бессмысленно тренерам обижаться на миграцию клиентов, нужно уметь удерживать клиентов. Для этого следует повышать свой профессиональный уровень, и стараться выдерживать рыночную конкуренцию.
Г.Ч.: Света, если бы перед Вами был поставлен выбор: быть только профессиональной спортсменкой, или только тренером высшего пилотажа... Что бы Вы предпочли?
С.Б.: Для меня это невозможный выбор. Это два неразлучные действия, спорт и тренерская работа взаимосвязаны. Я испытываю удовольствие от подиума, и ничуть не меньше я люблю свою тренерскую работу.
Г.Ч.: Клиенты - благодарная публика, или они тоже могут нести негатив?
С.Б.: Клиенты - как дети. Они разные... Причем, если ты не ждешь от них благодарности, то и претензий не возникает. Каждому из них я стараюсь дать как можно больше знаний о спорте, который сама очень люблю. Бывает, иногда, конечно, и некоторая несовместимость, на таком «вибрационном» уровне, но очень редко, и все равно я стараюсь с ними работать, хотя уже сразу чувствую, что мы разойдемся... И среди спортсменов бывает неблагодарная публика. Бывает, подготовишь его, а он тебе даже “спасибо” не скажет. Психологически очень тяжело держать спортсменов. Самые благодарные - это люди с проблемами в здоровье, когда ты им помогаешь, то чувствуешь это по отношению с их стороны.
Г.Ч.: Ваша “философия жизни” и любви?
С.Б.: Каждый человек, желающий, чтобы его любили, прежде всего, должен научиться сам отдавать... Для этого мы все и пришли в этот мир. А многие что-нибудь сделают, и уже предъявляют... Уже требуют, чтобы оценили их затраты, аннулируя этим все, что сделали.
Г.Ч.: Светлана, что думаете по поводу “жизненной дороги”, предназначенной богом? Или это человеческие домыслы?
С.Б.: Я верую в Бога. И в дорогу, предназначенную и уготовленную каждому человеку. У каждого человека Бог в сердце.
Г.Ч.: Смогли бы Вы поменять бодибилдинг и все, что связано с ним, на материальный комфорт и удачу в другом деле?
С.Б.: Сложно сказать. Я не представляю себя на другом месте. Заниматься тем, что ты не любишь, для меня - тяжело.
Г.Ч.: Ваши близкие, семья, любимые люди, друзья разделяют Ваш интерес к бодибилдингу?
С.Б.: Каждый вправе выбирать, что ему важнее и значимее. Женщина и мужчина должны быть гармоничными. Это логично.
Г.Ч.: Как Вы относитесь к фразе “Мускулистость женщины - вызов в адрес мужчины”?
С.Б.: В каждом человеке есть и мужское, и женское начало. Мы все произошли от одной половинки. Мускулистость женщины - это ее самовыражение. Так же, как самовыражение для мужчины - длинные волосы или проколотые уши.
Г.Ч.: Светлана, какие три качества истинно Ваши?
С.Б.: Добрая к людям, ответственная, разумная в эгоизме к себе и терпимая к другим...
Г.Ч.: Какой обычно имидж на сцене Вы поддерживаете?
С.Б.: Чаще - разный, я не всегда одинакова… Но я постоянна в одном - я не агрессивна.
Г.Ч.: Света, Ваш знак зодиака и год?
С.Б.: Я - близнецы и тигр.
Г.Ч.: Характер и стиль Вашей жизни вообще...
С.Б.: Одежду предпочитаю спортивную и удобную. Мне, конечно, нравятся женщины на высоких каблуках, я для себя это отмечаю, но для моей повседневной работы это нереальные вещи. Люблю в одиночестве гулять. Стараюсь на работу и назад ходить пешком. В быту, например, в интерьере квартиры, предпочитаю нежные пастельные тона. Для меня важна обстановка внутри дома. Главное, чтобы мне было комфортно и удобно.
Г.Ч.: В тренерской работе предпочитаете клиентов мужского или женского пола?
С.Б.: Могу работать и с теми, и с другими, хотя выбираю чаще женщин. Они более разумны. Под мужчин нужно подстраиваться, они любят большие веса. Меньше доверяют женщине-тренеру.
Г.Ч.: Любите ли Вы работать в команде, или Вы отшельник?
С.Б.: Скорее, отшельник... Предпочитаю отвечать за себя, чем нести ответственность за всех. Как человек, - я люблю много слушать, запоминать. Это мне нужно для того, чтобы думать и двигаться вперёд.
Г.Ч.: Света, Вы давно в “железном” спорте?
С.Б.: Давно, с 15 лет. Так сложились обстоятельства... Сначала года полтора занимались в тренажерном зале, а потом впервые, в 1991 году, выступила на Чемпионате Красноярского края. А уже в 1992 году меня впервые вывезли на чемпионат России по юниоркам. Так дальше и пошло. И с того времени я регулярно выступала на чемпионатах и кубках России. Потихоньку начала заниматься тренерской работой. По юниоркам был огромный скачок, и года три я там стабильно выигрывала – никто и близко ко мне не подходил. Когда надо было переходить в категорию женщин, стало сложнее выигрывать, поэтому на первые места мне выходить не удавалось. Думаю, все дело было в психологии… хотя я уверена, что чаще всего форма была лучшая, чем то место, которое мне отводили.
Г.Ч.: Насколько неудачи влияли на мотивацию? Не было ли соблазна поменять род деятельности? Знаете, некий вид внутреннего протеста… Почему Вы остались?
С.Б.: Меня часто поддерживает в трудные минуты муж… «Сейчас отдохнешь, поешь, и все будет в порядке…». Когда я успокаиваюсь и анализирую, то понимаю, что бодибилдинг - это лучшее, что я умею, и что действительно люблю… Мы с мужем – единомышленники. Он очень внимательный. У него точный взгляд, он заранее может правильно прогнозировать места для спортсменов, которые стоят на подиуме, и я всегда считаюсь с его мнением.
Г.Ч.: Какое качество мужчины Вы цените больше всего? С чем не можете мириться?
С.Б.: Мне неприятна ложь, обман… Я ценю в мужчинах верность женщине и делу.
Г.Ч.: Ваши вкусы в кухне?
С.Б.: Мой рацион особо не различается в соревновательный сезон и в межсезонье. Особых пристрастий у меня нет. И я не привередлива.
Г.Ч.: Ваши планы на будущее?
С.Б.: Свой фитнесс-центр, который я бы могла возглавить и в нем же тренироваться… Проводящий работу, основанную не на домыслах, а на конкретных исследованиях в хорошей научной лаборатории. Работа в Федерации бодибилдинга меня не прельщает. Этой осенью планирую участвовать в соревнованиях.
Г.Ч.: Традиционный вопрос: что Вы хотели бы пожелать посетителям сайта?
С.Б.: Приобретать знания… Больше общаться… Каждая женщина может быть внешне и внутренне красивой, если она этого захочет.
Фото Леонида Остапенко, а также из личного архива Светланы Борисенко

Галина Чепурнова


Возможно Вас заинтересует: